Вишенки  





 
 

История виноделия.

 

Трудно представить себе цивилизацию (кроме разве что мусульманской), которая могла бы существовать без разного рода напитков, оживляющих беседу за трапезой, поднимающих дух в битве, разжигающих огонь любви наедине...

На разных континентах, в разное время человечество создало себе утешителя в тяготах и друга в радостях - в Америке это были пейотль и позднее текила, на Дальнем Востоке - рисовые пиво и водка, в странах Океании - кава. Египтяне и шумеры - древнейшие мировые цивилизации - употребляли напиток, который отдаленно напоминал современное пиво. Ужас Северной Европы - викинги - тоже пили пиво. Славяне славились разнообразными медами, потомками древнеарийского напитка - сурьи...

И лишь благодатное солнечное Средиземноморье, колыбель современных европейских цивилизаций, породило напиток виноградной лозы - ВИНО. Кстати, и в наши дни на Европу приходится 2/3 производимого в мире вина.

История виноделия уходит своими корнями далеко в глубь тысячелетий. Можно сказать, что человек впервые попробовал вино тогда, когда добытый им сок дикого винограда случайно забродил в кувшине... Это событие, произошедшее много тысяч лет назад, стало первым опытом виноделия. Известно, что виноградная лоза - vitis vinifera - одно из древнейших культурных растений на Земле. Среди ископаемой флоры Земного шара палеонтологи открыли и детально обследовали отпечатки винограда. Еще в третичный период, когда появились предки современных платанов и дубов, тополей и пальм, появилось и семейство так называемых ампельных (от греческого слова ampelos - виноград), то есть - виноградных растений. Правда, тот дикий, первобытный виноград сильно отличался от своего потомка. Археологические находки свидетельствуют о том, что виноградарством занимались 5 - 7 тыс. лет назад в Египте, Ассирии, Вавилоне, в Средней Азии.

Древний Египет и Вавилония

Существуют доказательства того, что уже в Египте эпохи Древнего Царства было широко развито изготовление сбродившего виноградного сока. В Долине Царей, древнейшей усыпальнице фараонов, найдены многочисленные кувшины для сбродившего сусла. Их запечатывали смоляными пробками и клали вместе с другими предметами в могилу, чтобы умерший и в загробной жизни не был лишен веселящего душу напитка... Конечно, это вино вряд ли понравилось бы современному ценителю - в Египте и Междуречье виноделие стояло на самой примитивной ступени развития. Климат бассейна рек Нила, Тигра и Евфрата гораздо лучше подходил для выращивания ячменя - основного составляющего пива. Судя по археологическим находкам и барельефам из шумерского города Урук (впрочем, это относится к ранней истории Шумерской цивилизации), вино в малых количествах, как особенную роскошь, пили только цари и их придворные.

Шумерским богом виноделия был Энлиль, собственно, виноделие было одной из его многочисленных божественных функций - Энлиль был верховным божеством, повелителем вселенной, владыкой прочих богов. В шумерском эпосе так говорится о нем: "пальмовые рощи и виноградники заставил давать в изобилии мед и вино". Хотя, как уже сказано выше, виноград в Месопотамии рос плохо, и поэтому виноградное вино привозили с севера, то есть с Армянского нагорья. Тем не менее, и боги, и люди Шумера были знакомы с вином и его воздействием. Видимо, занятие виноторговлей, так же как и пивоварением, было почтенным в Шумере. Легендарная царица Ку-Баба была по происхождению корчмаркой.

Вино среди прочих подношений поступало во дворцы и храмы. Во время раскопок вышеупомянутого Урука был раскопан храм богини Иштар - аналога сидонской Астарты, греческой Афродиты и римской Венеры. Среди древнейших надписей (III тыс. до н.э.) на глиняных табличках была найдена и приходно-учетная документация храма о поставке различных продуктов, в том числе и вина.

Дальний Восток

Обратим свой взор на Дальний Восток. Культура вина там и сейчас, если не считать Японию, не сильно распространена. А как там обстояло дело в древности?

В Китае, согласно древнему преданию, некто Ю за 2000 лет до нашей эры был первым, приготовившим из винограда вино. Попробовав новый напиток, император запретил его употребление, изгнал Ю из Китая и предсказал гибель всем народам, которые станут пить вино. Однако в источнике 1122 г. до н.э. есть прямые указания на то, что виноград в Китае в ту пору уже был. В провинциях Шаньси, Шеньси, Пече-ли вино пили уже столь обильно, что это даже вызывало беспорядки. Застольные песни всех эпох свидетельствуют, что китайцы были большие охотники до вина. В старинной книге "Большая ботаника" винограду посвящен особый параграф, где говорится: вино подносилось городами в виде почетного дара своим правителям, наместникам и даже императорам. В 1373 г н.э. Тай-Иссу, основатель последней династии, в последний раз принял этот дар из Шаньси и запретил поднесение вина на будущее время. При этом он заявил: "Я пью очень мало вина и не желаю, чтобы это незначительное количество могло причинить какие-нибудь хлопоты моему народу".

Таким образом, виноград в Китае испытал много превратностей судьбы: не раз подвергался запрещению, которое при некоторых правителях исполнялось столь строго, что всякое воспоминание об этом растении исчезало. Когда же виноград вводился опять, современники полагали, что он появился впервые. Именно поэтому считалось, что этот плод стал известен в Поднебесной очень поздно и занесен туда с Запада - из Самарканда, Персии, Тибета, Кашкара.

Введение винограда в Японию совершилось так же давно, как и в Китай. И здесь также новая культура подверглась преследованию. Например, шесть или семь столетий назад император повелел уничтожить все виноградники, оставив лишь по одному кусту "на дым". Между тем, в маленьком местечке Джураку, недалеко от Киото, сорт vitis vinifera культивировался с незапамятных времен. Согласно древним хроникам, этот род культуры вообще пользовался предпочтением и когда-то занимал большие пространства. Виноград "Джураку" давал превосходные вина, похожие на португальские... Также славились здесь сорта "Кохиу", "Кошю", "Яма-буто". Маленькие черные ягоды "Яма-буто" очень приятны на вкус. Их сок заключает в себе очень много красящих веществ - в частности, из него изготовляли превосходные красные чернила.

Новый Свет

Достоверных свидетельств о том, культивировался ли виноград коренным населением Америки, нет. Вряд ли - индейцы, как правило, вели кочевой образ жизни, при котором невозможен уход за лозой. То, что дикий виноград рос в Новом Свете, несомненно: в саге о Лейфе Эйриксоне, викинге, открывшем в 1000 г. н.э. Гренландию, приводится забавный рассказ о том, как высадившись на незнакомую землю, спутники Лейфа пошли на разведку. Один из них вернулся только к вечеру пьяным - он поел сбродивших на солнце ягод дикого винограда. Викинги назвали эту землю Винланд - Страна Вина. Возможно, это был остров Ньюфаундленд.

Средиземноморье - Родина виноделия
Итак, несмотря на то, что виноград был распространен практически на всех континентах Земли, классическая культура виноделия появилась только в Средиземноморье. В этом районе наиболее древней является виноградная культура острова Крит и островов Эгейского моря. Скорее всего, она была завезена сюда финикийцами не позднее II тыс. до н.э., а затем проникла в материковую Грецию. Возможно, что финикийцы принесли виноградную лозу в Северную Африку, где в XI-VIII вв. до н.э. они основали Карфаген.

Итак, вино существовало в Греции еще в Крито-микенскую эпоху, то есть 3000 лет назад. Но, проникнув в Грецию, виноградное вино долгое время (всю архаическую эпоху - с XV по VII вв. до н.э.) было дорогим и редким напитком, употреблявшимся в праздничной обстановке богатых пиров. В домашнем обиходе длительное время обычными были напитки из меда. Свидетельство об этом мы находим в ранних памятниках греческой литературы.

Уже первые греческие писатели воспевали вино и дали различные советы по культуре винограда. Так, Гесиод в своем дидактическом эпосе "Труды и дни" рекомендовал собирать виноград, когда "Орион и Сириус достигнут середины неба, снимай гроздья и неси их в дом. Выставь их на солнце на десять дней и десять ночей, а потом пять суток пусть они лежат в тени. На шестой же день наполни сосуды радостными дарами Диониса".

Основные сведения о приготовлении вина в архаике мы черпаем из единственных памятников литературы этой эпохи - из героических эпосов Гомера "Илиада" и "Одиссея". В "Илиаде" так изображается пора сбора винограда: "девы и юноши в резвости детской шли и в плетеных корзинах несли медосладкие гроздья".

Герои "Илиады" и "Одиссеи" невозможны без вина и обильных возлияний. Так, женихи, прослышавшие про гибель Одиссея и прибывшие свататься к его жене Пенелопе, воспользовавшись отсутствием хозяина, "пируют и вина искрящие пьют безрасчетно" (в своих домах они обычно пили только медовое вино). Гостей встречал и по возможности виноградным вином. В одном из эпизодов поэмы описывается, как служанки выносят для угощения Одиссея и его спутников "хлеба и мяса, сосуды с пурпурным вином искрометным". В другом эпизоде рассказывается, как, отдыхая после пополнения запасов козьего мяса на острове, расположенном по соседству с островом циклопа Полифема, путешественники "ели прекрасное мясо и сладким вином утешались".

Гомер упоминает названия вин по месту их изготовления. В VII книге "Илиады" царь острова Лемнос прислал ахейцам под Трою "корабли, нагруженные винами Лемна", "тысячу мер вина". После этого началась меновая торговля:


Прочие мужи ахейские меною вино покупали:
Те за звенящую медь, за седое железо меняли,
Те за воловьи кожи или за волов круторогих,
Те за своих полоненных.

Вино помогает ахейцам выдержать долгую осаду Трои. Гекуба, когда Гектор вернулся с поля брани, предлагает ему вино, которое придает человеку силу и бодрость, исчерпанные военными трудами. Именно после битвы в осажденной Трое и в греческом лагере, куда прибыло много кораблей, нагруженных вином, происходит богатое пиршество. Вино спасает Одиссея и его спутников от жестокого циклопа Полифема: напоив циклопа, собиравшегося съесть всех моряков, привезенным с собой вином, Одиссей ослепляет его и ускользает вместе со своими товарищами...

От ахейцев культуру виноделия унаследовала классическая Греция. Особенно славились Хиосское, Лесбосское, Кипрское, Родосское и Фасосское вина. И по сей день со дна Средиземного и Черного морей поднимают в ходе подводных раскопок суда, груженые амфорами с вином. В некоторых из них, неповрежденных за две тысячи лет, оно под воздействием холодной воды превратилось в желе темно-красного, почти черного цвета...

Эллины утоляли жажду вином, на две трети разбавленным водой: пить просто воду было не принято. Отношение греков к вину великолепно передано в пушкинском подражании Анакреонту:


Что же сухо в чаше дно?
Наливай мне, мальчик резвый,
Только пьяное вино
Раствори водою трезвой.

Мы не скифы, не люблю,
Други, пьянствовать бесчинно:
Нет, за чашей я пою
Иль беседую невинно.


Естественно, и в древности были настоящие пиры и попойки, иногда приводившие к печальным последствиям. По словам Геродота, могущество скифов, которые в VII в до н.э. несколько десятилетий приводили в трепет народы Азии, нанося удары то по Ассирии, то по Урарту, то по Палестине, пришло в упадок после того, как мидийский царь Киаксар пригласил в гости скифских военачальников, напоил их вином, а затем перебил их, пьяных и беспомощных. Александр Македонский проклинал вино, после того, как на шумной пирушке в честь победы над персидским царем Дарием, он, напившись, убил за невинную шутку своего друга полководца Клита Черного...

В диалогах Платона философская беседа не обходится без рубинового напитка. Вино было непременным атрибутом мужских пиров - сисситий. До нас дошли многие обычаи греков, связанные с вином. Так, например, хозяин дома, уходя, запечатывал своим перстнем винный погреб: с читалось, что жена, как только муж уйдет, непременно залезет туда и напьется допьяна... У молодежи существовала игра: выпив чашу вина, несколько последних капель особым способом следовало выплеснуть на стену, и затем по форме винного пятна гадать о будущей возлюбленной...

Богом вина в классическую и эллинистическую эпохи стал Дионис - божество малоазийского происхождения, ставшее на греческой почве сыном Зевса и смертной девушки Семелы, дочери фиванского царя Кадма. В честь Диониса устраивались два раза в год ритуальные праздники - Великие и Малые Дионисии. Сами же небожители пили нектар - божественный напиток, дающий бессмертие. Своим виночерпием Зевс сделал похищенного им прекрасного юношу Ганимеда...
О происхождении вина существовала прекрасная легенда. Однажды на охоте Дионис увидел очень красивого сатира, который играл на пастушьей свирели. Сатир, которого звали Ампелос, стал преданным другом Диониса и его спутником. Но однажды случилось несчастье: Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Сжалившись, Зевс превратил погибшего сатира в виноградную лозу, плоды которой не уступали вкусу нектара, а запах превосходил запахи всех цветов. В них томился сок земли, родившейся из солнечного света, влаги и огня. С той поры Дионис стал странствовать по свету и учить людей делать пьянящий божественный напиток - вино. Сатиры, нимфы и другие волшебные существа составляли свиту Диониса. Все они были шумны и как бы охвачены безумием, включая самого Диониса. Поэтому его еще называли Вакхом - безумным. Наиболее преданными почитательницами Диониса и вина были женщины-вакханки, входившие в его свиту. Они подпрыгивали в опьяняющем экстатическом безумии, вопили, размахивали прутьями и тирсами - жезлами, увитыми плющом и лозами. Сурово наказывал Дионис того, кто не хотел признавать его дара: такой сюжет послужил основой трагедии Еврипида "Вакханки", где исступленные фиванские женщины растерзывают на куски царя Фив Пенфея, не желающего принять власть Диониса, причем во главе беснующихся женщин стояла престарелая мать царя...

С именем сатира Ампелоса связано греческое название винограда - ampelos и название науки, занимающейся изучением сортов винограда, - ампелография. Отрасль медицинской науки, изучающей принципы виноградного лечения, называется ампелотерапией.

Рим

В Италию классическое виноделие завезли греки, поселившиеся там в VII-VI вв. до н.э. От них его переняли местные италийские племена, к тому времени постепенно начавшие объединяться в единое государство вокруг небольшого городка в Лациуме - Рима. Вино и в Римской Империи было основным напитком. К I в. н.э. существовало четкое деление на местные и привозные, греческие вина. Местные, италийские вина делились по своему качеству почти так же, как это делается сейчас в Европе. В произведениях римских авторов упоминается более 80 сортов вин. Самым лучшим считалось vinum Caecubum - Цекубское вино, его воспел в своей оде Гораций:


Нам пить пора, пора нам свободною
Стопою в землю бить, сотрапезники,
Пора для пышных яств салийских
Ложа богов разубрать богаче.

Грехом доселе было Цекубское
Из погребов нам черпать, из дедовских...

Вторым после него был Falernum - Фалернское. Именно о нем строки другого горациевского стихотворения:


...Отрок, проворнее
Фалерна огненную влагу
Ты обуздай ключевой водою!


Вина этих сортов ценились весьма дорого. Так, богач Тримальхион, герой "Сатирикона" Петрония, говорит, угощая гостей якобы столетним опимианским фалерном: "Давайте пить, ибо в вине жизнь. Я вас угощаю настоящим опимианским; вчера я не такое дорогое выставил, а обедали люди почище вас".

Третьим сортом считались вина из Формий, Целенское, Массикийское. Вином для бедных было Сабинское, разливавшееся в дешевых римских тавернах в свинцовые чаши...

Как же готовилось античное вино?
Скажем прямо, технология довольно сильно отличалась от современной: Виноград давили ногами в камышовых корзинах, обмазанных глиной, или в деревянных ящиках с навесом. Самый простой пресс состоял из длинного мешка, один конец которого прикреплялся веревкой к стойке, а другой закручивался палкой. Качество вина во многом зависело от тщательного подбора винограда.

Созревшее вино выпаривали на огне до густоты сиропа, что, конечно, в значительной степени избавляло их от спирта, к тому же разбавляли морской водой, приправляли различными пахучими веществами. Для сохранения вина во время брожения в сусло добавляли алебастр, мел, толченый мрамор, соль, мирру (ароматическую гумми-смолу тропических деревьев с побережья Красного моря, Аравийского полуострова). Гомер наделяет вино такими эпитетами: "благовонное", "сладкодушистое", "медвяное". А спустя два тысячелетия после Гомера византийская сельскохозяйственная энциклопедия "Геопоника" сообщала, что в вино издавна добавляли ароматные травы, насыщали вина благовонными смолами.

По окончании брожения вино переливали в осмоленные глиняные сосуды: смола также способствовала сохранности вина. Глиняные сосуды были различного объема: пифосы (около 150 литров или 12 ведер) и остроконечные амфоры (от 40 до 75 литров) с ручками ушками для удобства переноски. Сохранялось вино и в кожаных бурдюках, где оно после выпаривания воды сгущалось до консистенции меда - при употреблении его разбавляли горячей водой. По словам Аристотеля, в Аркадии вина выпаривались так долго, что с течением времени превращались в тягучее вещество, которое нужно было вынимать из мехов, соскабливая его со стенок лопаточками и ножами. В Риме шли еще дальше: подвешивали вино в больших амфорах в углу каминов, где оно выпаривалось до того, что превращалось в совершенно сухую массу. Этот способ выпаривания вин назывался furmarium. Когда нужно было подобный экстракт употребить в дело, его разводили в теплой воде и процеживали. Или, дав предварительно отстояться, сливали. Разбавляли вино обычно тремя, пятью или каким-нибудь нечетным числом частей воды и затем вливали в кратер - большую плоскую чашу.

Вино, естественно низкосортное, входило даже в рацион рабов. По рекомендации рачительного хозяина Марка Порция Катона Цензора (II в. до н.э.) рабам, помимо хлеба, оливкового масла, рыбного рассола и подпорченных фруктов, полагалось выдавать в год от 150 до 260 литров вина. Что касается божественной природы вина, то аналогом Диониса у римлян стал Вакх. Ритуальные праздники Дионисии стали называться Вакханалиями.

Наследники античных виноделов

Римляне, завоевав Европу, принесли в нее культуру вина. С этим напитком познакомились галлы (будущие французы), германцы, иберы (будущие испанцы), англы...

Гай Юлий Цезарь в "Записках о галльской войне" пишет о том, что галлы, познакомившись с вином при помощи римских купцов, изнежились и стали вести цивилизованный образ жизни. Поэтому германцы, устрашенные таким примером, не допускают к себе торговцев вином... Это позднее, уже в Средние Века, германские вина прославились по всей Европе, а в античную эпоху воинственные германцы пили ячменное пиво, в отличие от своих соседей - "изнеженных" галлов.

Поэт III в. н.э. Децим Авзоний Магнус, живший в Галлии, писал в своей поэме "Мозелла": "Приветствую тебя, о Родина, прославленная благодаря твоему богу вина".

С наступлением "темных" Средних Веков традиции античного виноделия нисколько не забылись. Так как Европа после эпохи Великого Переселения Народов разделилась на те несколько государств, которые позднее стали Францией, Италией, Германией и другими, то, прежде чем говорить об особенностях истории виноделия каждой из этих стран, остановимся вкратце на общей европейской культуре вина в Средневековье.



"Прославим Бога!" - кубки ярко блещут.


Так Адам Мицкевич, описывая сцену пира в замке, передал общий настрой средневекового "винопития". Как и другое наследие античного мира, секреты виноделия в первую очередь сохранялись прежде всего в монастырях. Уже начиная с XI в. в некоторых из них практиковалось лечение эликсирами, представляющими собой настойки из лекарственных и пряно-ароматических эссенций. Эти настойки и стали прообразами современных ликеров. Старейшие из них, известные с XVI в., получили свои названия от названий монастырей или монашеских орденов, например Бенедиктин и Шартрез во Франции. Вино активно вырабатывалось в монастырях. Христос, благословив на Тайной Вечере хлеб и вино, официально разрешил своему духовенству употребление этого прекрасного напитка... В европейском фольклоре образ монаха зачастую был образом веселого толстого пьяницы, достаточно вспомнить отца Тука из цикла баллад о Робин Гуде, правда, тот все больше по элю специализировался.

Во дворцах и замках подавали и дорогие заморские вина из стран Леванта (Восточного Средиземноморья), попавшие в Европу после крестовых походов, и вина, доставлявшиеся по Великому Шелковому Пути. Придворными погребами и кладовыми с винами, пивом и медом заведовал стольник (dapifer, le bonteiller, der Truchsees). Прислужники и оруженосцы обносили обедающих с металлическими или глиняными кувшинами и наливали вино в кубки, которые были самыми различными и зачастую представляли собой шедевры прикладного искусства. Свадебные кубки отличались от других тем, что состояли из двух одинаковых частей, которые соединялись в одно целое, символизируя единство в браке. На праздничных столах обычно выделялся кубок, предназначавшийся для самого знатного гостя. Кубки также делались из горного хрусталя. В Германии этот минерал считался посвященным Богородице и, по поверью, распознавал яд, темнея и покрываясь дымкой. Считалось также, что если бросить в вино янтарную бусинку, то она становится пепельно-белою. Широко распространены и рога для вина из слонового бивня, которые оправлялись в литое золоченое серебро и украшались драгоценными камнями. Такой рог назывался ритоном.

В условиях жесткой регламентированности и некоторой тоскливости жизни средневекового общества, пьянство в обычных кабачках часто служило средством снять стресс и хотя бы на время отказаться от ограничений своего сословия. Как отмечает историк г. Любека, "в 1476 г. жены патрициев Любека отправлялись вечером под густой вуалью в винные погребки, чтобы в этих очагах проституции удовлетворять свои желания, оставаясь неузнанными". Поэтому понятно преклонение перед вином Франсуа Вийона, парижского вора и убийцы, великого французского поэта; понятно настроение романов Франсуа Рабле, "Гаргантюа и Пантагрюэль" с их концепцией "пантагрюэлизма", в соответствии с которым вино и знания символизируют телесное и духовное раскрепощение личности. Кстати, в произведениях Рабле (а писатель жил в 1494 - !553 годах) упоминались Кларет, Лакрима Кристи, Пино и белые анжуйские вина. Поэзия вина есть не только у Омара Хайяма - она раскрывает себя и в песнях европейских вагантов, труверов, странствующих певцов-миннезингеров...

Постепенно на столах стали появляться привычные для нас стеклянные бутылки. Неказистого мутного толстого стекла бутылка, введенная в обиход на Ближнем Востоке и в Северной Африке не позднее VI в., со временем была усовершенствована благодаря достижениям стекольной промышленности итальянских городов Фаэнцы (кстати, от названия этого города получил свое название фаянс) и Урбино и превратились в настоящее произведение искусства. На рубеже средних веков и нового времени, где-то в XVII в., после изобретения пробки, винная бутылка достигла своего совершенства. Оказалось, что и хранить вино в бутылках зачастую надежнее, чем в бочках, да и аромат вина из бутылки отличается от вина из бочки. Первоначально пробки заливались воском или смолой, на которых ставил свою печать изготовитель вина или его владелец. Позднее стал применяться сургуч. Одновременно с пробкой был изобретен и штопор.

Франция - поэзия виноделия

В Средние Века виноделие во Франции стало практически повсеместным занятием. Больше всего виноградников можно было встретить по берегам Сены, Эпты, Эры, Итона. Приблизительные расчеты показывают, что с виноградников Бордо, например, в 1308-1309 гг. получили почти 100000 гектолитров вина, что примерно соответствует производству вина в Швейцарии в 1990 г.!

В X - XII вв. особенно ценились вина из Нормандии. До этого большим почетом пользовались лозы Пикардии: в VII веке особым королевским постановлением монахам монастыря Сент-Бертен рекомендовалось разводить на своих землях виноградники, и в результате окрестности Амьена представляли собой сплошной виноградный сад.

Король Дагобер в 630 году издал указ, по которому за порчу виноградников следовало строгое наказание. Самым ревностным покровителем виноградной культуры стал Карл Великий: он обязал владельцев виноградников иметь давильни и все необходимые для виноделия предметы.

Отдельно надо сказать о виноградниках Бургундии. В Оксере они были в VII веке, а лучшие сорта бургундских вин обрели популярность много раньше. Летописец VI века Григорий Турский писал, что к западу от Дижона на горах разведены виноградники, которые дают такое же благородное вино, как Фалернское. Короли и герцоги Бургундии на собственные средства разводили виноградники и гордились, что они - владетели страны, которая дает лучшие вина, кроме того, что Бургундия XIV - XV вв. превратилась в сильнейшее государство Европы. Монахи-бенедиктинцы из монастыря Клюни и цирстерцианцы в аббатстве Сито особенно тщательно занимались виноградарством и виноделием. К XIX вв. пальма первенства в "табели о рангах" французских вин перешла к качественным бордосским. Сильный удар по гордости бургундского виноделия нанесла Вторая Мировая Война: почвы провинции сильно пострадали от осколков снарядов и отходов горючего немецких танков. Однако такие бургундские вина, как красные Кло-де-Вужо, Гран-Крю, Премьер-Крю и некоторые белые, смогли пережить все превратности судьбы и славятся по сей день.

Вина из области Бордо - преимущественно красные вина, раньше они были известны под общим названием "кларет". Эти вина - темно-красного или фиолетового цвета; их букет напоминает малину и фиалку, вкус нежный и мягкий.

Когда во времена Столетней войны в середине XIV в. наместником Бордо был сын Черного Принца - английского короля Эдуарда III, из Англии за бордосскими винами однажды прибыл целый флот из 200 купеческих кораблей. В начале XVIII в. в связи с обострением англо-французской торговой войны поставки бордосских вин в Англию были прерваны. В страну стали ввозить португальский портвейн, а также сладкие вина Испании и Канарских островов. Однако "кларет" вскоре снова вошел в употребление.

Что же касается виноградников Шампани, то самый древний исторический источник о них - завещание св. Реми, относящееся к V веку: по этому завещанию св. Реми оставил своему племяннику и духовенству Реймса собственный виноградник в этом городе. Богемский король Венчеслав, прибыв в Реймс для переговоров и попробовав вина из Шампани, пришел в такой восторг, что из всех сил старался продлить переговоры и якобы согласился на все условия - лишь бы только наслаждаться благородным вином.

Возникновение шампанского связано с именем Дома Пьера Периньона - монаха из аббатства Отвильер, расположенного на берегу Марны, в самом центре Шампани. Всю жизнь он выполнял обязанности виноградаря и винодела.

По преданию, Дом Периньон обладал исключительно тонким вкусом и колоссальной памятью. По одной грозди он мог определить не только сорт, но и место произрастания этой ягоды и почву участка. К тому же по вкусу винограда он был способен предугадать качество будущего вина. Из черного винограда он готовил прекрасные белые вина и добился, как пишет современник, "прозрачности и светлой окраски, не известных до тех пор". Но главная заслуга Дома Периньона - разработка технологии игристых вин. Это открытие связано было с подбором винограда и их наилучших сочетаний для шампанизации, изобретение ликера, без которого шампанизация была бы невозможна. Новое, необычное для того времени вино потребовало новой формы емкости - бутылки знакомой нам сейчас "шампанской" формы взамен хрупких, приземистых бутылок того времени и применения корковой пробки взамен промасленной пакли.

Годом возникновения шампанского принято считать 1668-й, но только полвека спустя, в 1718-м, аббат Федино, каноник Реймсского собора, опубликовал книгу, где впервые было описано производство игристых вин.

Вина Германии - качество сквозь столетия

Корнелий Тацит, великий римский историк, автор любопытнейшего этнографического труда "Германия", описывая в самом конце I в. н.э. быт народа этой страны, писал: "Их напиток - ячменный или пшеничный отвар, превращенный посредством брожения в некое подобие вина; живущие близ реки покупают и вино... Потворствуя их страсти к бражничанью и доставляя им столько хмельного, сколько они пожелают, сломить их пороками было бы не трудней, чем оружием". Ко временам Тацита относятся и первые виноградники на берегах Рейна.

Лучшими на Рейне считаются лозы, произрастающие на узкой полосе между Майнцем и Кобленцем. Самый знаменитый виноградник (хотя и небольшой - всего 62 акра) принадлежал старинному аббатству Йоганисберг. По преданию, в 1716 г. один из аббатов забыл приказать управляющему приступить к сбору винограда. Когда спохватились, виноград оказался подгнившим, но вино из него получилось изумительное. В этом аббатстве специально стали собирать виноград как можно позже, чтобы ягоды успели достаточно подгнить. Из этих вин получали вино лучшего сорта - Potettat для погребов владетельных особ. Соперником Йоганисберга считалось Штейбергское, производившееся из винограда, произраставшего на 108 акрах, принадлежавших герцогу Нассаускому.

Мозельские вина производят из винограда, произрастающего на берегах Мозеля - левого притока Рейна. Они напоминают по вкусу рейнские, но в прошлом не могли долго сохраняться. Главная особенность этих вин - мускусный или бузинный букет. В XIX в. лучшими винами считались Грюнгейзер, Мозельский нектар, Шарцберг и Браунбергер, а самым лучшим - Шарцгофбергер.

Вино доньи Испании

На самый западный полуостров Европы виноградную лозу принесли финикийцы. Но с вином испанцев, видимо, познакомили римляне. До этого иберы - так называется древнее население Пиренейского полуострова - были народом, весьма отсталым в виноделии, да и вообще в культуре. Поэт Катулл издевался над иберами: они, мол, ослиной мочой зубы чистят... С приходом римлян производство вина в огромных испанских поместьях - латифундиях было поставлено на "промышленный уровень". Прекрасный климат Испании прекрасно подходил для выращивания винограда, и вскоре вино из Кордубы (современная Кордова) стало цениться на уровне Фалерна.

В Средние Века, в связи с "конкистой" - арабским завоеванием Испании, и последующей за ней "реконкистой" католических королей, виноделие за Пиренеями особенного значения не имело - не до того было. В основном оно не выходило за рамки обычного крестьянского занятия. Когда времена стали более спокойными, испанцы взялись за дело всерьез. Сейчас Испания является одним из ведущих производителей вина, занимая третье место после Италии и Франции. Широко известны столовые белые вина Галисии, высококачественные вина Риохи, крепкие - Ампурдана, изысканные - Таррагоны... Но более всего славятся вина южной области страны - Андалусии. Именно здесь, на стыке культур Востока и Запада, были рождены вина, носящие названия андалузских городов - Херес и Малага. Город Херес-де-ла-Фронтера известен тем, что здесь в 711 г. арабы, разграбив вестготов, начали завоевание Испанского полуострова. Впрочем, имя этого города ассоциируется прежде всего с вином, монопольным производителем которого он оставался в течение нескольких столетий. Уже в XVI в. херес пользовался общеевропейской известностью, которая началась с того, что после осады Кадикса в 1587 г. во время англо-испанской войны лорд Эссекс привез херес в Англию.

Херес производился следующим образом: во время сбора винограда его гроздья раскладывали на больших тростниковых плетенках и несколько дней выдерживали на солнце, защищая ночью от росы. Затем виноград помещали в давильные чаны, а полученный сок разливали для брожения в бочки, которые делали из хорошего испанского дуба. Брожение в бочках продолжалось обычно до января, когда сок уже превращался в вино. Затем вино очищалось с помощью яичного белка, смешанного с мелом. После этого в новое вино добавляли немного так называемого "вина-матери" - старого, выдержанного хереса. Наконец подливался спирт, для того, чтобы вино лучше переносило дорогу. Наиболее известные испанские вина марки хереса - это Фино, Пало, Олоросо, Амонтильядо, Мансанилья. Классическое Амонтильядо - дорогое вино, редко встречающееся за пределами мест его изготовления.

Малага - десертное вино, вырабатываемое из сортов винограда "москатель", "мальвазия", растущих на склонах холмов, окружающих этот город. При производстве одна часть вина сбраживается, а другая варится до получения темного цвета и пригорелого вкуса. Различными видами малаги являются Пахарате, или Малага Крема, - полусухое или полусладкое вино, и Рота Тенте, употребляющееся для причастия в католической церкви.

Малага - вино на любителя. В XVII - XIX вв. оно подавалось в аристократических гостиных или во время обедов: к жаркому, особенно к дичи. Сейчас под общим названием "Малага" существуют три различных вида вина из андалузского винограда: Маэстро де Малага (смесь выдержанного вина с молодым); Вино де Колов (темная малага из красного винограда); Лакрима Малага - наилучший сорт малаги из винограда "москатель".

Кавказские лозы

Есть свидетельство одного турецкого путешественника: в 1672 году он увидел там виноградные лозы, "которые поднимались по деревьям так высоко, что невозможно было воспользоваться их плодами". По его же словам, "в Грузии виноград растет дико, обвиваясь вокруг деревьев, давая прекрасные плоды и лучшее в мире вино". А вот запись другого очевидца: "Путешествуя в 1845 году по Тереку, я видел дикий или одичалый виноград, вьющийся по деревьям..."

Грузия издавна славилась своими винами. Виноградная лоза здесь возделывалась как культурное растение уже семь тысяч лет назад. Археологические свидетельства - кувшины с остатками виноградных косточек, найденные в могильниках бронзовой эры и датирующиеся III - II тысячелетием до н.э. неоспоримо доказывают, что виноделие в Грузии имеет не менее чем пятитысячелетнюю историю. Ассирийцы, в XI веке до н.э. подчинившие себе соседние страны, брали с покоренных народов дань золотом. Исключение составляли только предки современных грузин - вместо золота они платили ассирийским "царям царей" вином. Уже в те далекие времена грузинские вина ценились очень высоко.

Природа Грузии как будто создана для процветания виноградарства и виноделия. Контрастный рельеф - виноградники разбиты на клонах крутых гор, в долинах и на равнинах у самого берега Черного моря. Обилие солнца - гроздья зреют вплоть до ноября, достигая максимальной сладости. Разнообразие почв - вина из каждой местности отличаются собственным сильным характером. Все это вместе - Грузия, подарившая миру разнообразие великолепных сухих, крепленых и десертных вин, а также довольно редких природно-полусладких.

Своеобразие виноделия в Грузии еще и в том, что вино здесь производится из аборигенного винограда, которого на сегодняшний день возделывается около 30 сортов.



 
Hosted by uCoz